Петр 1 пример для эссе. Эссе: Петровские реформы
Ещё в юном возрасте Пётр понял, что такое борьба. Он мог наблюдать её на протяжении всего детства. Причиной того был двойной брак отца мальчика – Алексея Михайловича. Первой его женой была Мария Милославская, но после её смерти царицей стала Наталья Нарышкина – мать Петра 1. Из-за этого мальчик был вынужден править вместе со своим сводным братом Иваном, под контролем их старшей сестры – Софии.
Ещё в детские годы Пётр 1 показывал свои способности к управлению войско. Из друзей – мальчишек он собрал войско, которое в будущем стало называться гвардией. Маленький Пётр и его друзья не замечали, как играя в войну они росли, и становились сплочённой командой.
Когда Пётр был ребёнком, он любил бегать в Немецкую слободу – квартал, где проживали иностранцы. Он проводил там достаточно много времени, общаясь с приезжими.
Как только Пётр стал единственным правителем, он сделал Россию империей, а себя – императором. Этот титул сохранился и у его потомков.
Почти сразу же после восхождения на престол новый император принял решение “прорубить окно в Европу”. Так началась Северная война. Самые значимые бои были в Полтаве и на островах Балтийского моря. Для завоевания земель пришлось построить флот. Пётр сам строил некоторые корабли. Это поднимало дух народа. В результате войны многие земли отошли России.
На завоёванных землях Пётр основал город Санкт-Петербург и сделал его столицей империи. Многие здания в Санкт-Петербурге были построены по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. В моду также были внесены большие изменения. Девушки вынуждены были носить европейские неудобные платья с тугими корсетами, а мужчинам насильно состригали бороды. Из Европы Пётр привёз табак и другие вредные вещи.
Император был не только активным политическим деятелем, но и интересующимся человеком. За свою жизнь он обучился многим ремёслам, знал культуру многих европейских стран, выучил несколько иностранных языков.
Пётр 1 сделал много хорошего для страны. Он дал России торговый путь в Европу по Балтийскому морю. Сделал Россию европейской страной. Создал мощный флот. Но его правление имело также и минусы. Например во время его правления собирали много налогов, применяли физическое насилие по отношению к народу, приучали к вредным привычкам.
`Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Дубовая роща Шишкина (3, 4 класс0
Среди известных работ И. И. Шишкина картина «Дубовая роща» пользуется большой популярностью. Дубовый лес, изображенный на полотне, оставляет незабываемые впечатления благодаря мощным деревьям
- Сочинение по картине Первый снег Пластова (4 класс)
Аркадий Александрович Пластов – один из самых известных советских художников. Родом он из деревенской глубинке, где живут совершенно обычные люди.
- Сочинение Анна Одинцова в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) Тургенева
Главная героиня романа «Отцы и дети» Анна Одинцова вызывает у читателей противоречивые чувства. Это и сострадание, и чувство жалости, и непонимание того, как человек может не прислушиваться к своему сердцу и не идти к мечте.
В нашем мире было много великих императоров, которые провели нужные и важные дщля нашего государства реформы. Среди всех великих можно выделить Петра первого, который отличается своими деяниями.
Как-то Петр I сказал: «Я принял Россию ручейком, а оставлю ее рекой; если мои последователи будут разумно направлять судьбы России, то смогут учинить океан, воды которого зальют всю Европу, оставляя без внимания преграды, устраевыемые людьми, чтобы остановить половодье».
И стоит отметить, что он не топтался на одном месте, а уже в первые годы своего правление приступил к реализации своих слов и планов. Длительные путешествия по Западной Европе открыли императоры глаза на то, что мы отстаем от жизни и всемирного прогресса. В восприятии царя вид французских платьев с корсетами на китовом усе, легких панталон и камзолов резко контрастировал с тяжелыми от драгоценностей одеждами московских бояр и женскими чепцами, унизанными драгоценными камнями.
Когда Петр вернулся на родину, то сразу начал свои преобразования по улучшению жизненного уклада русского человека. Первое с чего начал император – убрал то, что больше всего ненавидел - он принялся брить бороды боярам. Он собственноручно отрезал символ отсталости нескольким влиятельным боярам. Царь официально запретил ношение бород, оставляя эту привилегию духовным лицам. 1700 году Петр приказал боярам и чиновникам одеваться по венгерской или немецкой моде.
Также Петр ввел ассамблеи, в которых принимали участие мужчины и женщины. Сам царь показывал танцевальный шаг европейских танцев, иные же находили утеху в картах, играли в шахматы, беседовали.
Немаловажный вклад внес Петр I и в образование нашего государства. Существовавший сложный церковнославянский шрифт он заменил гражданским шрифтом. Первой книгой, изданной с использованием этого шрифта, стал справочник, включавший образцы написания писем по различным поводам. Началось создание учебников математики и переводов западных произведений по истории Европы. На обучение в Европу были направлены около двух десятков молодых людей. Вернувшись на родину, именно эти люди воплощали в жизнь прогрессивные замыслы царя. По распоряжению Петра I были открыты школы для подготовки военных кадров - Морская академия и Артиллерийское училище, а также учебные заведения для строителей и хирургов. В конце правления царь решил создать Академию наук, которая начала свою деятельность вскоре после его смерти. В нее были приглашены прежде всего немецкие ученые.
Все люди по-разному оценивали систему правления государя. Кто-то был против его реформы, ведь он разрушил прежние Церковные устои, иные воспринимали перемены к лучшему.
Эссе на тему: «Личность Петра I».
Личность Пётра I является одной из самых известных в истории нашей страны. И на это есть свои причины. Ведь Пётр I, без сомненья, внёс огромный вклад в развитие России, превратив её в действительно сильную империю.
Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. К власти пришёл в 1682 году (правил с 1689 по 1696 г. вместе с братом Иваном V), с 1721 г. принял титул императора; правил до 1725 г.
Личность Петра I противоречива и неоднозначна, многие историки оценивают его деятельность по-разному. О нём самом и о том, что он сделал для страны за время своего правления, можно рассуждать очень долго. Но я постараюсь в этом эссе разобраться, какое же всё-таки влияние на Россию оказал этот человек.
Пётр I был очень целеустремленным правителем, он отличался трудолюбием, упорством, любознательностью и волевым характером, что и помогало ему в осуществлении своих планов на пути к развитию страны.
Россия в период начала правления Петра Алексеевича находилась в состоянии тяжелого застоя, она отставала от многих европейских стран в социально-экономическом, военном и культурном отношении, находилась в международной изоляции. Всё это царь прекрасно осознавал и видел явную необходимость в осуществлении реформ. Его реформаторский курс охватывал все сферы жизни общества – социальную сферу, экономику, управление, военное дело и культуру.
Им были проведены реформы государственного управления, а именно: созданы Сенат, коллегии и органы высшего государственного контроля и политического сыска; учрежден «Табель о рангах»; страна становится разделена на губернии; церковь подчинена государству; строится город Санкт-Петербург – новая столица России. В сфере торговли и промышленности им проводилась политика меркантилизма: появлялись мануфактуры, заводы (металлургические, горные и др.), пристани и каналы. Происходило упрочнение экономического и политического положения дворянства. Пётр усилил военную мощь страны, он руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Что касается просвещения, то за время правления императора было открыто множество учебных заведений, Академия наук, принята гражданская азбука и т.д.
Пётр I активно участвовал и во внешней политике страны. Он возглавлял армию в Азовских походах (1695-1696), Северной войне (1700-1721), Персидском походе (1722-1723) , Прутском походе (1711), а также руководил войсками в сражениях под Полтавой (1709), при Лесной (1708) и при взятии Нотебурга (1702). В итоге, территории России значительно расширились, был получен выход к Балтийскому морю, налажены дипломатические и торговые связи со странами Европы, Московское царство было провозглашено Российской империей.
Преобразования, которые Пётр Алексеевич совершил как во внутренней, так и во внешней политике, конечно же, повлияли положительно на состояние России и изменили привычные устои русской жизни.
Но таких результатов Пётр I добился далеко не самыми гуманными способами. В его характере часто прослеживалась жестокость, вспыльчивость, порывистость. В своих решениях и действиях он вел себя достаточно жёстко, не жалея жизни людей и не считаясь со средствами, необходимыми для достижения поставленных целей. Так, например, по подсчетам историков, за время строительства Петербурга погибло около 200 тысяч человек.
Урок истории по теме «Роль Петра Первого в истории России» проводится в соответствии с рабочей учебной программой по ОУД 04 «История» в группах 1 курса.
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах.
В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки.
При написании эссе нужно учитывать следующие:
- Раскрыть тему.
- Четко поставить вопросы.
- Выразить свою точку зрения на личность Петра 1
- Сохранить смысловое единство и логическую связь текста.
- Обратить внимание на аргументы и факты, удачное сочетание которых позволяет достичь целостности работы.
- Заканчивая работу, есть смысл сослаться на мнение учёного.
Раздел: История России в конце ХVII – в начале ХVIII века.
Цели :
- Научить написать эссе как самостоятельное изложение в письменном виде свою точку зрения на историческое событие.
- Формировать потребность выражать собственное мнение.
- Способствовать воспитанию чувств любви к Родине и её истории.
Задачи:
- Дать оценку деятельности Петра Первого как исторической личности.
- Выявить, что он сделал для развития России во внешней политике, в военном строительстве, в экономике, какие результаты были достигнуты.
Метод обучения: Самостоятельная работа с элементами исследовательского и сравнительного характера.
Оборудование урока:
- Учебник по Истории России для 10 класса А. Н. Сахаров М. 2010 г.
- Н. И. Павленко «Петр Великий.» серия Ж.З.Л.
- В.О. Ключевский «История Государства Российского.»
- С.М. Соловьёв «История Государства Российского.»
- Е.В. Тарле «Петр Первый.»
- DVD фильм «История Государства Российского.»
Эпиграф к уроку
«При стуке топора и громе пушек наша страна вошла в число мировых держав»
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих студентов.
Вступительное слово преподавателя: «Мы сегодня с вами пишем письменную работу. Эссе по теме «РОЛЬ ПЕТРА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИИ»
Кто знает что такое ЭССЕ?
Ответ нам даёт энциклопедический словарь.
Эссе (от французского-опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением.
Основатель жанра Мишель Леонтель-французский писатель ХVI века,
автор книги «Опыты.» Этот жанр дошёл до нашего времени примером
может быть роман-эссе В.С. Гросмана «Жизнь и судьба.» (о Сталинградской битве).
2. Мысль должна быть подкреплена фактами или аргументами.
4. Эссе призвана удивить читателя (интересным вопросом или высказыванием) проблемным вопросом.
План написания эссе:
1. Вступление или введение – это актуальность темы почему вы решили раскрыть данные вопросы по теме.
2. Основная часть – это изложение тезисов и фактов.
3. Заключение или вывод по теме.
Критерии оценки эссе:
1. За актуальность или введение
2. Раскрытие вопросов и темы с доказательствами
3. За творчество
5. Заключение
Проблемный вопрос урока-эссе:
Для чего пишется эссе? Как вы считаете?
Ответ : Может пригодится в профессиональной подготовке, при работе над дипломным проектом, при поступлении на работу, чтобы составить анкету или резюме, чтобы работодатель разглядел образ конкретного работника.
Работа студентов на уроке:
- Открыть учебник А.Н. Сахарова «История России» параграф № 41-45
- Используя текст учебника составить вопросы перед собой по теме которые бы могли раскрыть тему и ответить на них в эссе, тема на доске.
Примеры вопросов:
1. Какие события повлияли на характер Петра I в детстве?
2. Какими методами проводил преобразования в стране ПетрI?
3. К каким результатам привели реформы Петра I Россию?
4. Докажи с помощью фактов, какие задачи решала Россия в Северной войне?
5. Какие личные качества проявил Петр I в Полтавской битве?
6. Стала ли Россия при Петре I Великой державой?
7. Какие изменения внес Петр I в развитие экономики, политики, культуры?
8. Как реформы Петра I повлияли на развитие образования и просвещения в России?
9. Можно ли говорить о Петре I как о талантливом дипломате?
10. Был ли Петр I организатором побед Русской армии?
11. Сопровождались ли реформы Петра I с напряжением сил народных?
12. Как преобразование в стране повлияли на будущее России?
Пример написания Эссе
Введение
Я выбрал эти вопросы к теме, потому, что, на мой взгляд, она затрагивает проблему личности в истории, которая мне интересна. Петр Первый - одна из важнейших фигур Русской истории, во многом определившая своей деятельностью ее дальнейшее развитие. Правление первого русского императора не оставляет равнодушными историков, а проведенные реформы остаются в центре внимания научных дискуссий. Для меня лично Петр Первый является наиболее любимой царской фигурой, из тех фактов о Петре, которые я узнал, из учебников, различных книг и кинофильмах. Все, что я узнал подтолкнуло меня к дальнейшему изучению личности Петра Первого и его места в истории. Про него можно сказать: «Он был правителем, не имевшим себе равных в мировой истории» - как писал Н.И. Павленко в биографии Петра Первого в книге «Жизнь замечательных людей».
Для того чтобы разобраться в личности Петра я поставил перед собой следующие вопросы:
1. Можно ли говорить о Петре Первом как о дипломате?
2. Был ли Петр Первый талантливым полководцем?
3. Как реформы Петра Первого повлияли на положение народа?
4. Как преобразование в целом отразились на развитие России?
Дипломат
Итак, был ли Пётр дипломатом вообще, и, тем более, талантливым и проницательным? Думаю, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вспомнить только, что Великое посольство I697-1698 гг. имело дипломатические цели (так, Пётр хотел выявить интересы европейских держав и возможность создания союза против Турции), и то, что его провал (было очевидно, что Европа не готова воевать с Турцией) был выгодно использован Петром. Царь понял, что у него есть возможность повернуть силы в другом направлении, и создал Северный союз против Швеции, дипломатически подготавливая Северную войну (1700-1721). Можно сказать, что он также расширял связи Европы с Россией (как политические, так и экономические, и культурные), что всегда идёт на благо дипломатическим отношениям.
Полководец
Нельзя не согласиться и с тем, что Пётр был хорошим военным организатором и полководцем. Нужно сказать, организатором Пётр был прекрасным во всех смыслах, потому что его деятельность по реформированию всех сфер жизни государства повысила работоспособность как страны, так и армии. Но и в самой военной сфере Пётр провёл множество реформ (создание регулярной армии, флота, инженерной, Навигацкой школ и т.д.), что в итоге позволило сосредоточить все силы государства для победы в Северной войне. Как пишет И.В. Курукин, «Пётр завершил в России процесс «военной революции» - переход от традиционного рыцарского войска к современной армии, вооружённой современным оружием». Важнейшие битвы, такие как осада Нотебурга 1702 г., взятие Нарвы 1704 г. были тщательно спланированы до самих битв, крепости изучались по имевшимся о них данным. Пётр и его полководцы применяли и военные хитрости, такие как «маскарад» при взятии Нарвы или использование преимуществ изрезанной береговой линии и более лёгких и небольших кораблей в битве при Гангуте (1714) и Грен-гаме (1720). Личная храбрость Петра Первого проявилась в Полтавской битве как свидетельствуют современники: одна пуля прострелила седло, другая пуля попала в шляпу, третья - повредила нательный крест.
Петр Первый лично участвовал в захвате шведских судов на реке Неве, за это был награжден орденом Андрея Первозванного и получил звание капитана-командора.
Напряжение сил народных
Насколько серьёзным испытанием для народа стали преобразования Петра и война? «Для резкого рывка навстречу Европе Пётр был готов пожертвовать всем, даже собой, своими близкими», - пишет С.Ф. Платонов, и так оно и было. Рекрутская повинность, подушная подать и дополнительные повинности, связанные с масштабным строительством, легли тяжёлой ношей на плечи народа. В то же время реформы Петра укрепили это положение, усилив зависимость крестьян от дворянства. Даже производство было организованно по жёстким правилам и, в отсутствие свободной рабочей силы, основано на использовании труда зависимых крестьян. Работных людей набирали из разорившихся горожан, беглых крестьян, бродяг и учили их мастерству. Уходить с заводов было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными. По петровским указам началось массовое строительство заводов (мануфактур). Если в начале правления Петра насчитывалось около 30 крупных предприятий, то к концу правления в России было от 100 до 230 мануфактур.
Будущее страны
Ответим на последний вопрос: а было ли это испытание необходимым? Тарле пишет, что Россия «отстаивает своё будущее», но что он имеет в виду? На мой взгляд, здесь под «будущим» государства подразумевается возведение России в ранг империи. Именно это достижение и стало пиком всей деятельности Петра, главным результатом. К тому же в начале правления Петра Алексеевича, привычные институты управления, вроде тех же приказов, традиционные экономические и социальные отношения начинали устаревать и тормозили развитие государства. Пётр смог вовремя понять нужды России и спасти её от надвигающегося кризиса с помощью реформ.
Заключение
Итак, Петру Первому удалось организовать государство и армию, чтобы проводить необходимую внешнюю политику. Будучи талантливым дипломатом, Пётр сумел создать себе военную поддержку союзников. Его политика позволила России стать империей и в будущем влиять на европейские международные отношения. Но нужно помнить и слова СМ. Соловьёва: «Никогда никакому народу не удавалось совершить такого подвига, как российскому народу во времена Петра Первого». Победы Петра не могли произойти без по-настоящему героического трудового напряжения всех сил страны, и эта черта рассматриваемого периода, на мой взгляд, не должна забываться.
Критерии оценки:
Работы студентов оцениваются в баллах:
1. За введение - 1 балл (за четкую постановку вопросов)
2. За основную часть - 1 балл (тема раскрыта)
5. За заключение - 1 балл (сделан вывод и заключение)
Итого - 5 баллов
Вывод
Умение и навыки полученные при подготовке и написанию эссе, могут на мой взгляд быть полезными в дальнейшей жизни студентов, подготовить аргументированное выступление, написать автобиографию.
Список использованной литературы
- Н.И. Павличенко Серия ЖЗЛ «Петр Великий» М-2010г.
- П.А. Баранов «История» Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ (схемы, таблицы). М-2017г.
- А.А. Талызина «Историческое эссе». М-2016г.
- А.Н. Сахаров «История России» Учебник 2 ч. для 10 классов. М-2010г.
- С.М. Соловьев «История государства Российского». М-2010г.
- DVD-фильм по сочинению Н.М. Карамзина «История государства Российского» 500 серий.
1689—1725 годы в отечественной истории относится к периоду единоличного правления Петра I. В это время в стране было проведено множество реформ (изменения в какой-либо сфере жизни, вводимые законодательным путем) и преобразований.
Роль Петра Первого
Роль Петра Великого в истории России можно назвать ключевой, своей политикой смог не только добиться выхода к Балтийскому морю, но и коренным образом преобразовать страну в передовую державу. Одним из наиболее значительных событий во внутренней политике государства стало издание указа о единонаследии 1714 года, по которому дворянское поместье (разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу и не передаваемое по наследству) уравнивалось в правах с боярской вотчиной (родовым наследственным земельным владением), и передаваться они теперь могли только одному из сыновей. Причиной принятие указа стало стремления Петра I не допустить дробления имений, которое, по его мнению, приводило дворян к разорению; однако главной целью царя было принудить к государственной службе молодых дворян(представителей привилегированного сословия), оставшихся без наследства. Последствием проведения такой социальной политики стало резкое повышение числа служащих среди дворян и формирование российской бюрократии. Вместе с тем данный указ вызвал массовые недовольства дворян, из-за чего и был отменен при Анне Иоанновне в 1731 году.
Северная война: внешняя политика периода 1689—1725 гг.
Самым важным и судьбоносным событием данного периода, да и русской истории в целом стала победа в Северной войне, продолжавшейся 21 год. Главной причиной вступления в войну против Швеции для России была необходимость выхода в Европу через Балтийское море. Для борьбы с такой могущественной державой в 1699 сложился Северный союз, куда помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая. За время войны состоялись битвы, которые продемонстрировали возросшую мощь русской армии и укрепили тем самым международный авторитет России. Русскими войсками, помимо самого Петра, руководили такие полководцы как Ф. Апраксин и А. Меншиков, благодаря мастерству которых Россия в конечном счете одержала победу. Война завершилась подписанием Ништадтского мирного договора в 1721 году. Последствиями победы в войне стал выход России в Балтийское море, что способствовало торговле и связям с Европой. Россия вошла в число мировых держав, а Петр I получил титул императора.
Оценка политики периода
В целом, политика Петра I вызывала споры как среди современников, так и в будущем среди историков. Такие историки как: В.Н.Татищев, Ломоносов считали реформы Петра основой для расцвета государств, другие (В.О.Ключевский, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин) склонялись к мнению, что его нововведения разорили страну и разрушили русские национальные устои. Но несмотря на противоречия относительно реформ, все историки признают величие Петре I во внешней политике, так как именно при нем Россия стала великой европейской державой
Поправка от февраля 2016: в методических рекомендациях указано, что для каждой личности (К2) необходимо указать 2 направления деятельности, вывев их в роль (!)
Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!
- «Тема любви в творчестве Маяковского (Второй вариант)
- Какое значение биологических знаний в практической деятельности человека?
- Вычерчивание перспективы и аксонометрии дома
- Какой самый маленький размер шрифта читаемый
- Домашняя библиотека как идея и педагогический метод Книги о животных
- Хольцварт, Эрльбрух: Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову Маленький крот который хотел знать
- Новый порядок проведения егэ и гвэ Порядок проведения гиа по основному